Легал юнион - юридична фірма
Юридична фірма
Зв'язатися з нами:
+38 (098) 255-28-28
+38 (098) 930-04-18
info@lu.ua
Новости
Все еще хотите взять кредит?
14 марта 2011 г.
Управляющий партнер ЮФ «Легал Юнион»
Дорогой вопрос
Вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц) № 2677-VI от 04.11.10 г. (далее - Закон).
Необходимость принятия Закона была аргументирована неудовлетворительной ситуацией по исполнению судебных решений. Согласно информации Министерства юстиции Украины в нашей стране не исполняется около половины решений судов, касающихся взыскания задолженности. Международное рейтинговое агентство Fitch на сновании проведенного исследования отчетности банков сделало заключение о том, что на сегодняшний день около 55 % выданных кредитов являются проблемными, а именно: просроченными более чем на 90 дней (19 %) или реструктурированными (36 %).
Такое положение вещей не могло продолжаться вечно, особенно если речь идет о больших деньгах. Главными инициаторами и эффективными лоббистами принятия Закона выступили банковские учреждения, для которых проблема не возврата выданного кредита стала угрожать финансовой стабильности. Включение рисков возможного не возврата кредитных средств стимулирует рост и без того высокой процентной ставки, по которой предлагаются заемные средства в Украине. И это при том, что на фоне других европейских стран Украина не может похвастаться выгодными условиями кредитования, что во многом связано с высокой инфляцией и низким доверием иностранных инвесторов.
Вышеуказанные неблагоприятные тенденции приобрели гиперболизированные масштабы после наступления мирового финансового кризиса, который существенно пошатнул мнимую стабильность финансовых учреждений по всему миру. Закономерно, что любой бизнес (особенно банковский) всегда старается минимизировать влияние негативных факторов, если они приводят к снижению прибыли и увеличению рисков. А общеизвестное утверждение о том, что именно банки выполняют роль «кровеносной системы» экономики любой страны приобрело в настоящее время еще большей актуальности.
Законодательные новеллы
Важно отметить, что согласно вступившего в силу Закона были заметно расширены полномочия должностных лиц государственной исполнительной службы, направленные на принудительное взыскание задолженности.
Проведем анализ главных новелл Закона:1. Государственный исполнитель в процессе исполнительного производства получил право в случае уклонения должника от исполнения обязательств, возложенных на него решением, обращаться в суд за установлением временного ограничения на право выезда должника – физического лица или руководителя должника – юридического лица за пределы Украины – до исполнения обязательств по решению (п.18 ст.11 Закона).
Законом был дополнен Гражданский процессуальный кодекс Украины ст.3771 следующего содержания: «Вопрос о временном ограничении должника – физического лица или руководителя должника – юридического лица в праве на выезд за пределы Украины при исполнении судебных решений и решений других органов (должностных лиц) решается судом по местонахождению органа государственной исполнительной службы на основании обращения государственного исполнителя, согласованного с начальником отдела государственной исполнительной службы. Суд незамедлительно рассматривает такое обращение без вызова или уведомления сторон и других заинтересованных лиц при участии государственного исполнителя».
Это означает, что в случае если должник добровольно не исполняет решение суда по погашению существующей задолженности, такого должника имеют право попросту не выпустить за пределы территории Украины. Необходимо обратить особое внимание, что о таком существующем запрете на выезд лицо может узнать, например, в момент прохождения паспортного контроля в аэропорту, что может привести к срыву деловой поездки или долгожданного отпуска с семьей. Не будем останавливаться на возможном моральном и материальном ущербе, который может быть причинен таким запретом.
2. Исполнительные документы могут быть предъявлены к исполнению в такие сроки: удостоверения комиссий по трудовым спорам, постановления судов в делах об административных правонарушениях и постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, – на протяжении трех месяцев; другие исполнительные документы – на протяжении года, если иное не предусмотрено законом (ст.22 Закона).
Согласно Закона Украины «Об исполнительном производстве» в старой редакции, исполнительные листы и другие судебные документы могли быть предъявлены к исполнению на протяжении трех лет.
Сокращение такого срока может помочь хоть частично «разгрузить» государственных исполнителей, которые физически не справляются с возложенным на них объемом работ. С другой стороны, такими новшествами Закона сужаются права кредитора, который должен успеть подать необходимые документы на исполнение в ограниченный промежуток времени.
Отметим, что срок для проведения исполнительных действий по исполнению решения не изменился и по прежнему составляет: 6 месяцев со дня вынесения постановления про открытие исполнительного производства, а по исполнению решения не имущественного характера – 2 месяца (ст.30 Закона.)
3. В случае, если сумма подлежащая к взысканию в исполнительном производстве не превышает десяти размеров минимальных заработных плат, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором размещено такое жилье, не осуществляется. В таком случае государственный исполнитель обязан принять все меры для исполнения решения за счет другого имущества должника (ст.52 Закона).
Согласно ст.22 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2011 год» установлены такие размеры минимальной заработной платы: с 01.01.2011 г. – 941 грн.; с 01.04.2011 г. – 960 грн.; с 01.10.2011 г. – 985 грн.; с 01.12.2011 г. – 1004 грн.
Путем несложных расчетов мы приходим к тому, что у должника может быть отобрано единственное жилье и земельный участок, на котором размещено такое жилье, в случае если сумма задолженности, подлежащая к взысканию, превышает 9 600 грн. (состоянием на апрель 2011 г.).
Такая норма Закона должна заставить задуматься уже существующих должников, а также потенциальных заемщиков (должников) о своих не радужных перспективах в случае, если они не смогут погасить существующую задолженность или надлежащим образом выполнять свои финансовые обязательства по полученному денежному займу. Другими словами, получая кредитные средства на покупку какого-либо дорогостоящего товара нужно объективно оценивать свои финансовые возможности по их возврату. Чтобы в будущем не пришлось реализовывать свое движимое и недвижимое имущество с целью полного выполнения взятых на себя финансовых обязательств.
4. До создания условий для непосредственного доступа государственных исполнителей к официальным электронным базам данных и реестрам, которые содержат информацию о должниках, их имуществе и средствах, органы исполнительной власти, которые обеспечивают ведение реестров, подают такую информацию по письменному запросу государственных исполнителей в трехдневный срок с момента его получения (п.2 Переходных положений Закона).
В связи с получением государственными исполнителями права доступа к электронным базам и реестрам, которые могут содержать информацию об имуществе должников (в том числе базам данных БТИ, МРЭО и др.), таким должникам намного сложнее будет скрывать имеющееся у них имущество. А исполнители получат возможность оперативно отслеживать и арестовывать такое имущество с целью его последующей реализации.
Такой козырь в руках исполнителей может быть использован как «во благо» кредитора, так и самого исполнителя. Поскольку расширение полномочий государственных исполнителей на практике может привести не к надлежащему исполнению решений судов, а к банальному повышению существующих расценок на «неофициальные услуги» исполнителей.
5. Решения, действия или бездействия государственного исполнителя и других должностных лиц государственной исполнительной службы могут быть обжалованы взыскателем и другими участниками исполнительного производства (кроме должника) начальнику отдела, которому непосредственно подчинен государственный исполнитель, или руководителю соответствующего органа государственной исполнительной службы высшего уровня или в суде. Должник имеет право обжаловать решения, действия или бездействия государственного исполнителя и других должностных лиц государственной исполнительной службы исключительно в судебном порядке (ст.82 Закона).
Возможность обжалования действия или бездействия государственного исполнителя исключительно в судебном порядке в определенной степени ограничивает права должника по сравнению с правами, предоставленными ему Законом Украины «Об исполнительном производстве» в старой редакции. В любом случае (процедурно и психологически) написать жалобу вышестоящему чиновнику (органу) куда проще, чем обжаловать действия либо бездействия исполнителя в судебных органах.
6. Реализация арестованного имущества осуществляется путем его продажи на публичных торгах, аукционах или на комиссионных условиях. Движимое имущество, стоимость которого превышает 150 необлагаемых минимумов доходов граждан (2 550 грн.), товары бытового назначения, а также другое движимое имущество (в случае если взыскатель не против этого) реализуются на комиссионных условиях. Недвижимое имущество, транспортные средства, воздушные, морские и речные судна реализуются исключительно на публичных торгах (аукционах) (ст.62 Закона).
В любом случае мы б не советовали должнику дожидаться принудительной реализации его имущества. Поскольку зачастую такая реализация осуществляется по цене, которая значительно ниже рыночной. К тому же не стоит забывать про организационные расходы по реализации имущества, которые, несомненно, возложат на должника.
7. В случае неисполнения без уважительных причин в установленный государственным исполнителем срок решения, которое обязывает должника совершить определенные действия, и решения о восстановлении на работе, государственный исполнитель выносит постановление о наложении штрафа на должника – физическое лицо от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 грн. – 340 грн.); на должностных лиц – от 20 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн. – 680 грн.); на должника – юридическое лицо – от 40 до 60 необлагаемых минимумов доходов граждан (680 грн. – 1020 грн.) и устанавливает новый срок исполнения. В случае повторного неисполнения должником решения без уважительных причин, государственный исполнитель налагает на такого должника штраф в двойном размере и обращается в правоохранительные органы с сообщением о привлечении должника к уголовной ответственности в соответствии с законом (ст.89 Закона).
8. Согласно ст.18813 Кодекса Украины об административных правонарушениях, которая была внесена Законом, неисполнение законных требований государственного исполнителя относительно устранения нарушений законодательства об исполнительном производстве, несвоевременное предоставление или не предоставление отчетов об отчислениях из заработной платы и других доходов должника, не предоставление или предоставление не достоверных данных о доходах и имущественном состоянии должника, несообщение должником об изменении места проживания или местонахождения либо места работы (получения прибыли), а также не явка без уважительных причин по вызову государственного исполнителя тянет за собой наложение штрафа от 20 до 70 необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн. – 1190 грн.).
9. Сопротивление государственному исполнителю во время исполнения его служебных обязанностей карается штрафом от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн. – 3 400 грн.) или арестом на срок от 3 до 6 месяцев или ограничением свободы на срок до 4 лет или лишением свободы на срок до 2 лет. Вышеуказанные действия, связанные с принуждением путем насилия или угроз применения такого насилия с целью совершения явно незаконных действий карается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 2 до 5 лет (ст.342 Уголовного кодекса Украины).
Осуществление воздействия в любой форме на работника государственной исполнительной службы с целью предотвращения исполнения ним служебных обязанностей или принятия незаконного решения карается штрафом до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (1700 грн.) или исправительными работами на срок до 1 года или арестом на срок до 3 месяцев (ст.343 Уголовного кодекса Украины).
Внесение Законом настоящих статей в Уголовный кодекс Украины является фактическим приравниванием статуса государственного исполнителя к статусу сотрудников правоохранительных органов. Такое приравнивание призвано обеспечить более ответственное отношение должников к законным требованиям государственных исполнителей, а также поднять престиж профессии исполнителей и закрепить более высокий уровень защиты со стороны государства.
10. Государственный исполнитель, который обеспечил своевременное исполнение исполнительного документа в полном объеме за счет взысканного с должника исполнительного сбора, получает вознаграждение в размере 5 % от взысканной ним суммы или стоимости имущества, но не более 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (850 грн.), а по исполнительному документу неимущественного характера – не более 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (255 грн.) (ст.46 Закона).
Согласно Закона Украины «Об исполнительном производстве» в старой редакции, размер вознаграждения государственного исполнителя составлял 3 % от взысканной ним суммы или стоимости имущества, но не более 30 необлагаемых минимумов доходов граждан (510 грн.), а за исполнительным документом неимущественного характера – не более 5 необлагаемых минимумов доходов граждан (85 грн.).
Как мы видим, законодатель увеличил размер вознаграждения государственного исполнителя за успешное выполнение его прямых должностных обязанностей. Но было бы наивно полагать, что такое материальное вознаграждение может стать весомым стимулом в работе государственного исполнителя. И это не в последнюю очередь связано с тем, что на «кону» часто бывают суммы, которые многократно превышают указанный «бонус» от государства.
Сухой остаток
Вступление в силу Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц) участники рынка воспринимают не однозначно.
Можно утверждать, что с оптимизмом восприняли вступление в силу Закона банковские и другие финансовые учреждения, которые связывают с ним определенный «всплеск» возврата просроченной, а иногда и безнадежной задолженности со стороны своих клиентов. Также, Закон может помочь матерям – одиночкам, которые на протяжении длительного времени безуспешно пытаются получить от безответственных отцов алименты на содержание общих детей.
Закон в целом позитивно оценивают и государственные исполнители, уверяя в том, что он поможет обеспечить надлежащее исполнение судебных решений. Такая позиция исполнителей ожидаема и объяснима, поскольку никто еще добровольно не отказывался от предоставленных дополнительных полномочий.
А вот существующими и потенциальными заемщиками (должниками) Закон вряд ли может быть оценен позитивно, так как он в определенной степени ограничивает их возможности и права. Например, сознательно затягивать процесс исполнения судебного решения теперь должнику будет куда сложнее.
В связи со вступлением в силу Закона должник может столкнуться с такими неблагоприятными для него факторами, как:
- ограничение права выезда за пределы территории Украины
- уменьшенный срок для предъявления исполнительных листов и других судебных документов к исполнению (1 год)
- реальная угроза принудительной реализации единственного жилья и земельного участка, на котором размещено такое жилье (если задолженность превышает 9 600 грн.)
- отсутствие возможности обжалования действия/ бездействия государственного исполнителя руководителю такого исполнителя/ в вышестоящую инстанцию
- ужесточение ответственности за уклонение от выполнения законных требований государственного исполнителя
- ужесточение ответственности за сопротивление и осуществление воздействия на государственного исполнителя
- фактическое предоставление государственным исполнителям полномочий сотрудников правоохранительных органов
- осуществление государственным исполнителем (на законных основаниях) внешнего мониторинга за наличием денежных средств и другого имущества у должника.
В любом случае, эффективность принятия того или иного нормативного акта определяется его применением на практике. Поэтому какое - либо заключение о целесообразности Закона можно будет сделать спустя определенный промежуток времени. Но точно хотелось бы верить в то, что должники осознают необходимость возвращения существующих долгов, а государственные чиновники будут работать исключительно в рамках закона и в интересах граждан, которые их содержат путем уплаты налогов.
Наші послуги
- Юридичне обслуговування компаній
- Договори
- Суди
- Відшкодування шкоди при ДТП
- Нерухомість
- Податкові спори
- Спадщина
- Сімейні правовідносини
- Трудові правовідносини
Наші юристи виконували роботи для:
Всеукраїнська мережа
супермаркетівКонсалтингова компанія у сфері нерухомості
Група
компанійФінансово–
страхова група
Для професійної оцінки
та кваліфікованої допомоги, будь-ласка,
пишіть або звертайтеся
напряму
по вказаним контактам:
- Телефони:+38 (098) 255-28-28
+38 (098) 930-04-18 - E-mail:
- Адреса:03113, м.Київ, пр.Перемоги, 66
- Ми є: